Применение ИКТ на уроках английского
языка.
Чучалина Н.В. ,учитель
ан.яз., МОУ СОШ №5
Компьютерные технологии на уроках
английского языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов
и нестандартных решений. Как показывает практика, обладая элементарной
компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные
материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные
результаты. Эти материалы предлагаются учащимся, в основном, в виде
мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация англоязычного материала – способ
предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для
определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически
завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме.
Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных
возможностей компьютерных технологий. Мультимедийные программы обладают почти
неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет
представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно:
ü
При ознакомлении с новой лексикой, так как
изображения на экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке
непосредственно с предметом или действием;
ü
При изучении грамматического материала, когда у
детей 8-9 лет ещё не очень развито абстрактное мышление, а увиденные на экране
красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию
и усвоению нового материала.
Таким образом,
мультимедийные технологии
·
ускоряют процесс обучения;
·
способствуют резкому росту интереса учащихся к
предмету;
·
поддерживают познавательный интерес
обучающихся;
- интенсифицируют учебный процесс, а в
частности автоматизируют процесс введения, запоминания и использования
слов по пройденной теме.
- наглядно
семантизируют новый лексический и грамматический материал, являются
опорной поддержкой при обучении всем видам речевой деятельности;
- развивают наглядно-образное мышления за
счет повышения уровня наглядности;
·
помогают в осуществлении контроля за усвоением
новых знаний и систематизации учебного материала;
·
формируют компьютерную мультимидийную
компетентность, как учителя, так и обучающегося;
·
улучшают
качество усвоения материала.
Создаваемые
самим учителем программы рассчитаны на конкретных учеников и их способности.
Они способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Но наряду с преимуществами
мультимедийные презентации обладают одним серьёзным недостатком – отсутствием
обратной связи, невозможностью в процессе демонстрации изменять или
преобразовывать содержимое, отклоняясь от запланированного сценария. Исправить
ситуацию возможно, используя совместно с презентацией так называемую
интерактивную доску. Такая комбинация позволяет ученикам принимать активное участие в процессе
обучения. Так, в контексте самой презентации появляется возможность выполнения
различных упражнений, используя графические объекты и текстовое наполнение
презентации.
Учитывая всё выше сказанное, я разработала завершённую систему уроков
для учащихся 2го класса, направленную на создание коммуникативного ядра для
устной речи, на базе которого будут формироваться умение чтения и письма.
Представляемые уроки разработаны на основе учебно-методического комплекса
«Английский с удовольствием», учебник для 2-го класса общеобразовательных
учреждений, авторы - М.З. Биболетова и
др.
Основные методы обучения - наглядно-иллюстративный, коммуникативный, игровой.
Представленные уроки построены на
основе разных сюжетных игр. Включение процесса обучения ИЯ в контекст игровой
деятельности позволяет создавать необходимые условия общения. Использование
игры, как способа обучения устной речи,
позволяет формулировать такие задачи, в которых есть цель и мотив
речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.
Игровая основа обучения, особенно
совместно с демонстрацией материала посредством мультимедийной презентации и
интерактивной доски позволяет представить все упражнения, в том числе и
тренировочные, как коммуникативные, в которых изучаемый материал
приобретает для учащихся личностный смысл.
Разработанная
система состоит из пяти уроков:
1.
Let’s
go to the zoo! 2.We and our pets. 3.Animals in the zoo. 4.A space travel. 5.A circus performance.
Структура этих уроков
такова:
·
Организационный момент. Цель - эмоциональный
настрой учащихся на предстоящую работу.
·
Фонетическая зарядка в форме сказки, вызывающей
интерес у детей. Слушая сказку и
выполняя все артикуляционные упражнения, ребята перестраивают привычную
артикуляцию для произнесения звуков английского языка. Для наглядной
демонстрации происходящего используется
слайдовая презентация, что значительно повышает у учащихся положительную
мотивацию учения.
·
Основная часть урока. Целью данного этапа
является активизация необходимых знаний и умений. Для снятия напряжения в
середине этой части предусмотрена динамическая пауза.
·
Рефлексия. На данном этапе происходит самооценка
учениками деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия результатов деятельности
и поставленной цели.
Рассмотрим
фрагменты некоторых уроков.
Пример проведения тренировочных упражнений. Специфика тренировочных
упражнений состоит в том, что в ее
основе лежит не механическое повторение слов и образцов речи, а
коммуникативно-оправданные действия.
Учитель: -Let’s go to the Zoo. Look at the screen.
Oh and where
are our animals? They are afraid. Ребята, давайте
угадаем, какие животные тут прячутся, и позовём их, тогда они появятся.
Дети называют спрятанных
животных.
Учитель: - Ой, ребята. Это не
животные, а их тени.
Наверное, это проделки Трикки.
Ребята, если вы назовёте цвета этих животных, они появятся перед нами,
нам поможет эта волшебная палочка.
Первым скажет Tillie-Willy (это
игрушка, которая присутствует на всех уроках
и задаёт образцы общения). Tillie-Willy:
- The crocodile is green.
Далее отвечают дети. Им помогает
схема на экране . По мере того, как отвечают дети, животные на экране
окрашиваются разными цветами. Это упражнение соединяет в себе две операции:
РЕПРОДУКЦИЮ И ПОДСТАНОВКУ. Суть упражнения в коммуникативном повторении
речевого образца за куклой с одновременным наполнением его другими известными
ЛЕ. При этом дети повторяют их не
механически, а, решая определенную коммуникативную задачу.
Формирование навыков
монологической речи
Учитель:-Ребята, посмотрите, что
хочет рассказать нам о себе собачка. Давайте расшифруем её рассказ.
Ученики рассказывают
то, что они узнали про собачку. Здесь дети побуждаются к построению
высказываний.
Учитель: - Я знаю, у вас тоже есть друзья, и вы хотите о них
рассказать. А модели на доске помогут вам сделать это. Ой, но что это, ребята? Подул
ветер и все модели перемешались (эффект анимации). Как же мы теперь расскажем о
своих друзьях? Давайте попробуем восстановить наши модели. Дети работают на интерактивной доске и с
помощью маркера «волшебной палочки» передвигают модели и восстанавливают их. А
после этого дети составляют свои собственные монологические высказывания с
опорой на модели.
Фонетическая зарядка. В
следующем упражнении дети учатся правильно произносить звуки и соотносить
понятия «звук» и «буква». Такие упражнения очень эффективны для формирования у
детей смыслоразличения, а значит, и для развития речевого слуха.
Учитель: -Let’s train our tongues. Look, it’s Tillie-Willy, our merry clown. Он
умеет задувать свечку (свечка мерцает благодаря эффекту анимации). Look at the screen. This is a candle
Tillie-Willy: -
[h-h-h]. Ученики повторяют за
клоуном.
Учитель: - Какие слова,
содержащие звук [h] вы
можете назвать? Медведь тоже умеет задувать свечку. Но он это делает
по-другому. Как? [p-p-p].
Также отрабатываются и другие звуки.
Фонетическая зарядка и отработка устного
счёта.
Учитель:-This is our rocket. Сейчас
мы взлетим на нашей ракете. Заводим мотор: « hum-hum -hum». We are excited. Мы
взволнованы.This is a
heart.
Listen «pit-a-pat,
pit-a-pat, pit-a-pat». Так бьётся сердце: «pit-a-pat, pit-a-pat, pit-a-pat»,
«pit-a-pat, pit-a-pat, pit-a-pat». Гудит мотор:
[w-w-w-w-w-w]. Let’s count. Обратный
отсчёт: ten, nine,
eight, seven, six, five, four, three, two, one – start( На слайде дети видят взлетающую ракету, благодаря эффекту анимации).
В заключении хочется написать, что очень часто с появлением
чего-то нового люди в целом и педагоги в
частности начинают усиленно применять это порой нецелесообразно, что может
принести не только пользу, но и вред. Нельзя забывать о том, что какие бы богатые возможности не предоставляли нам ПК и
программные обеспечения, ничто не может заменить самого учителя. И только
разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических
приёмов и технических средств может дать желаемый результат.
|