Методическая
разработка мастер класса.
«Путешествие
на автомобиле»
Демонстрация приёмов
ролевой игры при обучении английскому языку.
Цель:
демонстрация эффективности и
оправданности применения приёмов ролевой игры при обучении английскому языку.
Задачи:
1. Создать модель игровой ситуации (сюжет);
2. Ввести новые фразы в рамках игрового сюжета;
3. Создать проблемную ситуацию для практики
запоминания и применения новых фраз в рамках игрового сюжета.
Приёмы:
·
Приём погружения в языковую среду;
·
Приём транслитерации;
·
Приём групповой работы;
·
Приём проблемного задания;
·
Приём социализации результатов
деятельности (представление совместного продукта);
·
Драматизация.
Ход мастер класса.
1.
Организационный момент – акцентирование внимания жюри и
участников на эффективности и оправданности применения приёмов ролевой игры.
Мастер: - -Good afternoon,
colleagues. Добрый день коллеги.
По
словам Гёте: Тот, кто не знает ни одного иностранного языка, не знает родного.
Эта
фраза в настоящее время приобретает особенную актуальность. Сегодня, чтобы быть
успешным в жизни знание иностранного языка является не роскошью, а
необходимостью. Обучая английскому языку, мы, прежде всего, обучаем детей
общаться. А общаться они могут только в диалоговом режиме: в группе, в паре, в коллективе.
Имитировать реальное общение позволяет сюжетно ролевая игра. Сегодня я бы
хотела продемонстрировать приёмы методики ролевой игры. Наше занятие будет
состоять из двух частей:
1.
Часть – ознакомление с новыми
фразами через создание игровой ситуации
2.
Часть – проблемное задание,
которое группа решает сообща.
2. Основной этап – знакомство с игровым сюжетом.
Мастер:-
А сейчас я хотела бы узнать у вас, коллеги, Любите
ли вы путешествовать? А хотите
ли вы отправиться в путешествие на необычном автомобиле, который вы сами
сконструируете, собственными руками и вашими действиями?
Тогда приступим к работе.
Представим, что вы одна семья: папа, мама, сын, дочь и бабушка.
Кто будет папой?
Here is a hat for you.
Участники мастер класса
одевают головные уборы, в соответствии со своей ролью.
Мастер: - Вот карточки с
фразами. Для большего удобства они разного цвета и подписаны по ролям. Father’s words are on the violet paper. Mother’s……
Для каждого участника я
заготовила примерно одинаковые фразы по объёму и уровню сложности. В данном
случае роли распределяются по желанию. Методология ролевой игры требует
дифференцированного подхода к распределению ролей. Всё зависит от уровня
подготовки детей, от их эмоционального состояния и даже от их характера.
А теперь представьте, что вы
пришли на курсы ускоренного изучения английского языка, где применяется приём погружения в языковую среду.
Сейчас мы с вами тоже
погрузимся в языковую среду. Мы будем
учиться произносить фразы по ролям. Нам поможет приём транслитерации, т.е.
транскрипции английских слов буквами русского алфавита и аудиовизуальный ряд –
слайдовая презентация со звуковым сопровождением.
Let’s
begin from the father. Начнём с папы.
Look at the screen and repeat.
Участники смотрят на экран,
слушают и повторяют свои фразы по очереди.
Мастер: - Все фразы
отработаны, теперь можно перейти к
конструированию вашего необычного автомобиля.
Соберём машину из деталей. Детали вы получите, выполнив определенную
часть задания. Для этого вам нужно внимательно прочитать алгоритм работы
группы, который находится у вас на столе.
Первая ваша задача – из
имеющихся у вас фраз выстроить связный по смыслу диалог. Карточки с фразами
можете клеить на ватман.
Вторая задача – получить
деталь автомобиля. На карточках есть рисунок, обозначающий деталь автомобиля.
Рисунки повторяются на нескольких
карточках. Как только все фразы с
одинаковыми рисунками будут произнесены, вы поднимаете сигнальный флажок,
и я отдаю вам ту часть, которая изображена у вас на карточке. Вы
прикрепляете эту часть на магнитную доску.
Вы можете встать, чтобы
разложить на столе фразы в нужном порядке . Работайте командой, от вашей
слаженной работы зависит, отправитесь ли вы в путешествие на машине.
Участники работают в группе.
Алгоритм
действий:
1.
Прочитайте фразы;
2.
Разложите их на столе так,
чтобы получился связный диалог;
3.
Приклейте фразы по порядку на
ватман;
4.
Отметьте последнюю фразу с
одним и тем же значком;
5.
Отработайте готовый диалог в
группе;
6.
Произносящий последнюю фразу с одним значком должен подать
сигнал флажком и получить комплектующую часть автомобиля.
7.
Прикрепите комплектующую часть
на магнитную доску.
Мастер: - Сейчас группа
составляет рабочую модель диалога. Сопровождать свои фразы они будут
действиями. Фраза, подкреплённая действием, запоминается лучше. Также здесь
проводится ассоциация фраз с определенной частью автомобиля. Командный дух,
работа на время повышают мотивацию, активизирует запоминание. Можно устраивать
соревнования между командами на время.
На данном занятии, в рамках
ролевой игры используются следующие приёмы: приём групповой работы, приём
проблемного задания, драматизация, социализация совместного продукта. Деятельностный подход, сюжетно ролевая игра –
это интерактивная форма работы.
Участники группы самостоятельно выстраивают фразы по смыслу. Результат работы
одного зависит от результата работы другого. Каждый вносит свой вклад в общий
результат. Всё это активизирует познавательную деятельность, является стимулом
для запоминания. Участники группы хотят познавать и запоминать, чтобы не
подвести команду.
Here is your car. Это означает, что вы справились с заданием и можете отправляться
в путешествие. By the way, do you like your car? Look at
the screen. Off we go!
Это была рабочая модель
диалога. А теперь, давайте ещё раз повторим, разыграем этот диалог с
определенными эмоциями, вжившись в роль. Представьте, как бы эти фразы сказал
папа, мама, сын, дочь, бабушка. Давайте ощутим себя истинными англичанами.
You
were splendid. I really enjoyed your dialogue.
Thank you for your work.
3.
Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам
оценить продуктивность занятия. По оси Х
вы оцениваете себя, как вы проявили себя на занятии. Эта шкала называется «
Я-Продуктивен». По оси «У» вы
оцениваете, насколько продуктивны представленные приёмы. Точка пересечения и
будет оценкой продуктивности занятия.
Я воспользовалась специальным
приёмом для рефлексии. Он применяется в интерактивных методиках, где нужно
оценить свою деятельность, и деятельность группы в целом. Но я её немного модифицировала.
|